Стенд для испытания задвижек на герметичность

Когда говорят про испытания на герметичность, многие сразу представляют себе банальную продувку воздухом под давлением. Но в реальности, особенно с задвижками большого диаметра для магистральных трубопроводов, всё куда сложнее. Герметичность — это не бинарное ?да? или ?нет?, а вопрос о том, при каких условиях, в каком положении затвора и после какого количества циклов начинается капеж. И вот здесь обычный стенд с манометром и насосом уже не годится. Нужна система, которая не только создаёт давление, но и контролирует его стабильность, фиксирует малейшие утечки (иногда в граммах в час), и, что критично, имитирует реальные рабочие среды — не только воду, но и, скажем, азот или природный газ. Частая ошибка — экономия на имитации среды. Проверили задвижку на воде, а на газе она ?потекла?. Потому что вода более вязкая, она может временно ?запечатать? микронеровности, которые газ моментально найдёт.

Что скрывается за ?стандартным? испытанием?

По ГОСТам, конечно, прописаны процедуры. Но в них — минимум. Например, испытание на герметичность затвора. Берут, устанавливают задвижку в закрытое положение, подают давление со стороны одного из патрубков, а с другой стороны смотрят — нет ли течи. Кажется, просто. Но как именно вы создаёте давление? Плавно или рывками? Рывками можно ?посадить? уплотнение в непреднамеренное положение, и оно покажет ложную герметичность. Потом, в работе, после плавного открытия-закрытия, оно сместится и даст течь. Поэтому на наших стендах, например, на тех, что мы поставляем с завода АО Шанхай Цзэнсинь Электромеханические Технологии, программа настройки предусматривает контроль скорости нарастания давления. Это не просто ?кнопка?, это алгоритм.

Ещё нюанс — испытание сальникового уплотнения. Тут часто забывают про цикличность. Задвижку надо испытать не только в статике, но и после серии открываний-закрываний. Потому что сальниковая набивка при работе штока немного смещается, и может возникнуть канал для утечки. Хороший стенд для испытания задвижек на герметичность должен иметь привод для имитации этих рабочих циклов. Не просто гидравлику для создания давления, а ещё и механизм поворота шпинделя. И фиксировать утечку нужно не визуально, а с помощью высокоточного датчика расхода или, что лучше для газов, масс-спектрометра течеискателя. Это уже уровень серьёзных лабораторий, но без этого данные испытаний — просто бумажка.

Вспоминается случай с одной нефтехимической компанией. Они закупили партию задвижек, проверили на своём старом стенде (вода, ручное управление) — всё в норме. Смонтировали на линию с пропаном. Через неделю — фонящее соединение. Причина? Как раз в неучтённой цикличности и другой вязкости среды. После того как они установили наш автоматизированный комплекс, подобные инциденты сошли на нет. Комплекс как раз позволяет программировать среду (вносить поправочные коэффициенты для разных жидкостей и газов) и количество тестовых циклов.

Конструктивные особенности, о которых не пишут в паспорте

Любой стенд — это, по сути, рама, система силовых приводов, гидравлика или пневматика, и система контроля. Но дьявол в деталях. Возьмём раму. Она должна быть не просто прочной, а иметь определённую жёсткость, чтобы при затяжке фланцев испытуемой задвижки (а усилие там могут быть в десятки тонн) не происходило микропрогибов. Эти прогибы могут исказить геометрию корпуса задвижки во время испытания — и вы получите течь, которой в свободном состоянии не было. Или наоборот, ?зажмёте? течь. Поэтому в наших конструкциях мы используем расчётные балки спецпрофиля, а точки крепления задвижки делаем с возможностью юстировки, чтобы исключить перекосы.

Система создания давления. Часто ставят просто мощный насос. А нужно ещё и аккумулятор давления (гидроаккумулятор), который компенсирует микроутечки во время длительного выдерживания под давлением и поддерживает его стабильность. Без этого стрелка манометра будет ?дышать?, и точность измерения падает. В продвинутых стендах, как те, что описаны на сайте https://www.zengxintech.ru, стоит система следящего управления с PID-регуляторами. Она в реальном времени подкачивает или стравливает среду, чтобы давление в контуре было плюс-минус 0.1% от заданного. Это важно для соответствия строгим стандартам вроде API 598 или ISO 5208.

И, конечно, фиксация результатов. Бумажная лента самописца — это вчерашний день. Сейчас данные должны сразу уходить в цифровой протокол, с графиками зависимости давления от времени, с фиксацией всех событий (начало испытания, достижение давления, начало выдержки, момент обнаружения утечки). И этот протокол должен быть защищён от редактирования — это юридический документ. Мы встраиваем в систему промышленные компьютеры с соответствующим ПО, которое не только пишет логи, но и может строить тренды для партий продукции, выявляя, например, постепенное ухудшение качества уплотнений от конкретного поставщика.

Практические грабли: на чём спотыкаются чаще всего

Первое — подготовка задвижки. Казалось бы, что там готовить? Привез и поставил. Но нет. Если задвижка новая, в ней может быть консервационная смазка или мелкая стружка от обработки. Если её не промыть перед испытанием, эта стружка может сесть на уплотнительные поверхности и создать ложный дефект. Или, что хуже, временно его замаскировать. Поэтому в инструкции к стенду всегда есть пункт о предварительной промывке испытательного контура и самого изделия. Многие этим пренебрегают, экономя время, а потом тратят недели на поиск несуществующей проблемы.

Второе — калибровка датчиков. Датчик давления, датчик расхода утечки — это расходные материалы в каком-то смысле. Они дрейфуют. Их нужно регулярно поверять. Видел лаборатории, где поверку делают раз в год, а стенд работает в три смены. Показания постепенно уходят, и можно начать браковать годные изделия или, что катастрофичнее, пропускать брак. В идеале — встроенная система самодиагностики и калибровки по эталону. Но это удорожает стенд. Минимум — жёсткий регламент поверок с журналом.

Третье, и самое обидное — человеческий фактор. Оператор устал, в конце смены, торопится. Не дождался выравнивания температуры среды (а от температуры сильно зависит давление), запустил цикл. Результат некорректен. Автоматизация призвана это исключить. Хорошая система просто не начнёт цикл, пока не будут выполнены все предварительные условия (температура в норме, давление предварительное создано, задвижка зафиксирована). Но даже в автоматическом режиме нужно понимать, что ты делаешь. Поэтому обучение персонала — это 50% успеха. Мы всегда настаиваем на проведении пусконаладочных работ и обучении на месте, даже если отгружаем стенд в другой регион.

Куда движется технология испытаний

Сейчас тренд — это интеграция. Стенд для испытания задвижек перестаёт быть изолированной единицей. Он становится частью общей системы контроля качества завода. Данные с него в онлайн-режиме уходят в MES-систему (Manufacturing Execution System). Это позволяет в реальном времени видеть процент брака, привязывать его к конкретной смене, партии сырья, станку, на котором делали корпус. Такой анализ раньше занимал недели, теперь — минуты. Это уже не просто контроль, это управление качеством в режиме реального времени.

Другой вектор — симуляция реальных условий ещё более точно. Например, создание не просто давления, а циклического давления, с пульсациями, как на реальном трубопроводе от работы насосов. Или испытание при переменных температурах. Представьте задвижку для СПГ (сжиженного природного газа). Её нужно испытывать и на криогенных температурах. Это уже следующий уровень, требующий камер с охлаждением. Такие решения тоже есть в арсенале ведущих производителей, включая нашу компанию АО Шанхай Цзэнсинь Электромеханические Технологии, которая как раз специализируется на полном цикле испытательного оборудования — от простых стендов до сложных комплексов.

И, конечно, мобильность. Не всегда есть возможность привезти огромную задвижку в цех. Иногда стенд нужно привезти к ней — на строительную площадку, на монтажный узел. Разрабатываются более компактные, но не менее точные мобильные стенды для испытания на герметичность. Их главная проблема — источник энергии и точность в ?полевых? условиях. Но и это решается с помощью дизель-генераторов и защищённых электронных блоков.

Вместо заключения: выбор стенда — это выбор философии качества

В итоге, выбор оборудования для испытаний — это не просто закупка ?железа?. Это инвестиция в репутацию и безопасность. Можно купить самый дешёвый стенд, который будет формально ?галочку ставить? в паспорте. А можно вложиться в систему, которая будет реально отсеивать потенциально аварийные изделия, экономить миллионы на возможных ремонтах и простоях. Как производитель, который сам стоит по ту сторону баррикад и знает все подводные камни, мы, в АО Шанхай Цзэнсинь Электромеханические Технологии, всегда предлагаем клиенту начать с аудита его реальных потребностей: какие задвижки, по каким стандартам, какой объём. Иногда оказывается, что ему нужен не просто стенд, а целый технологический участок с предварительной мойкой, сушкой и маркировкой.

Главное, что нужно понять: герметичность — это не то, что можно проверить ?на глазок?. Это количественный, измеримый параметр, требующий точной аппаратуры и чёткой методики. И правильный стенд — это не расходы, это страховка. Страховка от аварий, от рекламаций, от потери доверия заказчика. В нашем деле, где на кону целые трубопроводы, а иногда и экология, мелочей не бывает. И испытательный стенд — как раз одна из тех самых ?не мелочей?, на которой экономить себе дороже. Всю информацию по нашим подходам и типовым решениям можно всегда уточнить, изучив наш каталог на https://www.zengxintech.ru — там нет маркетинговой воды, только технические решения и конкретика.

Соответствующая продукция

Соответствующая продукция

Самые продаваемые продукты

Самые продаваемые продукты
Главная
Продукция
О Нас
Контакты

Пожалуйста, оставьте нам сообщение